Как-то Сергей Михайлович спросил у Петра Афонасиевича:
— Вы считаете, что теория Дарвина о происхождении человека не имеет под собой никакой реальной основы.
— Не имеет, — отвечал Пётр Афонасиевич. — К этому выводу давно пришли и ваши учёные, как вы их называете, только не хотят в этом признаваться. Кстати говоря, сам Дарвин пришёл к такому же выводу некоторое время спустя после оформления своей теории и отказался от неё. Учёный свет, однако, не придал этому значения, так как теория Дарвина о происхождении человека уже была вписана в мировоззренческую парадигму и уже пустила там глубокие корни. И в самом деле, не менять же эту самую парадигму из-за прихоти какого-то там мыслителя. Слово, знаете ли, не воробей. А уж то, что написано пером, так и вообще — топором не вырубить.
— Неужели? — Спросил Сергей Михайлович.
— Да, — ответил Пётр Афонасиевич, — именно так и было на самом деле. Добавлю также к этой истории то, откуда выросли ноги у этой теории.
Теория происхождения человека существовала у суфиев и высказывалась неоднократно как в письменном виде, так и в устных рассказах и стихах. Вот только дело в том, что суфия или суфийские тексты не следует понимать буквально, и это была не теория о происхождении человека, но знания о стадиях развития, через которые проходит человек, чтобы, собственно, человеком стать. К примеру, суфий может заявить вам на полном серьёзе, что земля плоская, хотя каждый ребенок уверен, что это не так. Почему, как вы думаете?
— Не могу найти оснований для подобных заявлений, — признался Сергей Михайлович, — суфии славятся своей просвященностью.
— Вот, — продолжил Пётр Афонасиевич, — дело в том, что для суфия личный опыт является критерием познания, а не телескоп или математика. Представьте себе, что вы не читали о том, что земля круглая и даже не задумывались над этим. А теперь посмотрите вокруг? Разве земля — круглая? Она вам будет дана в ваших ощущениях как плоская. Только развившись до определенного уровня как существо вы сможете ощутить, что земля не плоская. Это будет дано вам в ваших личных ощущениях.
— То есть, — продолжил Пётр Афонасиевич, — утверждая, что земля плоская, суфий говорит о вашем развитии как сущности: вы не способны ощутить, что земля круглая, каковой она, впрочем, и не является. А вот для вас земля — действительно плоская. И причём, до сих пор. На самом деле, земля и не круглая, и не плоская. Получая развитие, сущность получает новые уровни восприятия реальности, и реальность открывается перед ней совсем под другим углом.
Также и с обезьяной. Человек проходит определенные стадии развития с момента рождения, или реактивации своих «тел». Одна из стадий развития — это как раз стадия животного. Ну а на какое животное больше всего походит человек? На обезьяну. Вот вам и ноги. На самом деле, человек, будучи ребенком, может походить своими повадками и на кошку или собаку, и на попугая или на ящерицу, и на волка или лисицу, и также на обезьяну. Это неизбежный этап развития. А в утробе матери, как вы знаете, человек даже своей физической оболочкой напоминает кого угодно, но не человека, при этом эти формы меняются в зависимости от созревания.
Следует также отметить, что многие люди так и остаются на этом этапе развития. Поэтому для них теория Дарвина так близка и понятна. И поэтому для них земля так и остаётся — плоской.
— Понимаю, — ответил Сергей Михайлович, — однако, следуя вашему же утверждению, то, что вы говорите, не стоит воспринимать буквально?
— Абсолютно верно, — ответил Пётр Афонасиевич.